Дорогие прямые страховые посредники в ДМС

Мы часто слышим от корпоративных клиентов, что представители страховых компаний отговаривают их от работы с тендерными платформами и брокерами, которые используются страхователями для проведения тендеров.

Причина понятна.

Профессиональный консалтинг и современные ИТ-решения работают на клиента, а не на страховщика; ведут к снижению страховой премии и/или улучшению условий страхования без повышения стоимости; показывают недостатки в коммерческих предложениях; мелкий шрифт не срабатывает; личное обаяние продавцов страховых компаний тает; заключение договоров страхования становится рациональными.

Представители страховщиков выдвигают два основных аргумента против – «они посредники, а мы нет» и «с ними будет стоить дороже, с нами напрямую – дешевле».

Так ли это на самом деле?

Рассмотрим статистику ЦБ РФ по договорам ДМС: сколько всего страховой премии оформлено на посредников; сколько посредникам выплачено вознаграждения по договорам страхования.

Данные ЦБ РФ по посредникам в ДМС за 2023г.

Тыс. руб.

Страховая компания Страховая премия ДМС Страховая премия через посредников Доля посредников в ДМС, % Вознаграждение посредников Комиссия посредников, % Комментарий
1 САО «РЕСО-Гарантия» 25 391 015 20 480 609 81% 2 281 788 11% Почти все договоры страхования ДМС содержат вознаграждение посредникам со средней комиссией 11% за исключением, видимо, госконтрактов. Основной источник продаж — посредники.
2 ООО «СК «Капитал-полис» 1 068 837 812 709 76% 62 608 8% Значительная доля посредников по договорам ДМС.
3 САО «ВСК» 11 104 630 7 223 295 65% 1 422 218 20% Высокая доля посредников с огромной комиссией.
4 СПАО «Ингосстрах» 14 592 042 8 511 075 58% 919 209 11% Высокая доля посредников с большой комиссией.
5 ПАО СК «Росгосстрах» 14 970 459 7 874 364 53% 2 255 430 29% Невероятный размер комиссионного вознаграждения посредникам по сравнению с рыночными условиями. Можно было бы предположить, что это влияют продажи полисов ВЗР, но данные по выплатам и доле рынка по ВЗР это не подтверждают.
6 ПАО «Группа Ренессанс Страхование» 10 337 951 5 164 064 50% 615 865 12% Высокая доля посредников с большой комиссией.
7 ООО «СК «Согласие» 3 424 869 1 683 031 49% 150 382 9% Почти половина бизнеса имеет посредников с сравнительно небольшой комиссией.
8 АО «Совкомбанк страхование» 2 014 721 704 870 35% 115 831 16% Сравнительно не высокая доля посредников с огромной комиссией.
9 АО «АльфаСтрахование» 28 835 153 9 728 887 34% 1 662 511 17% Сравнительно не высокая доля посредников с огромной комиссией.
10 АО «СОГАЗ» 88 149 458 10 671 052 12% 1 503 569 14% Сравнительно не высокая доля посредников с большой комиссией.

* включая бизнес по ВЗР

Как видно, доля посредников в ДМС у некоторых лидеров рынка достигает 81%.

Вряд ли такое количество договоров ДМС привлекается в страховые компании платформами и брокерами на данном этапе развития страхового рынка. Особенно при таком мощном противодействии самих страховщиков.

Так кто же составляет эту армию невидимых рынку посредников, которые приносят столько денег в страховые компании?

Можно сделать единственный вывод, что основную массу страховых посредников составляют сами представители страховых компаний. Они и есть прямые страховые посредники.

Имея все атрибуты сотрудников компаний, они по факту получения вознаграждения являются посредниками, что и подтверждают данные ЦБ РФ. Заявления клиентам, что платформы и брокеры есть посредники, а они прямые продавцы, является обычным профессиональным лукавством.

Про дороже и дешевле.

Почему представители страховых компаний сами хотят стать посредниками в договорах ДМС?

Причина понятна.

Посредникам выплачивается вознаграждение, иначе их участие в договорах не имело бы экономического смысла. Представители страховых компаний конкурируют за деньги клиентов с платформами и брокерами.

Данные ЦБ РФ фиксируют вознаграждение посредников до 29%.

Возможно ли такое вознаграждение у рыночных тендерных платформ или брокеров? Это практически не реально.

Рыночный диапазон комиссии составляет всего от 3% до максимум 10%. Установить большее вознаграждение невозможно. Какой страхователь согласится на тендер с такой комиссией и как ее спрятать от страховщика? Поставить ее скрытно не дадут сами представители страховых компаний. Они всегда охотно рассказывают клиентам про вознаграждение платформ и брокеров, но молчат про свои комиссии, которые нигде на афишируются.

Так откуда же такие данные в статистике ЦБ РФ по огромному размеру вознаграждения посредников?

Можно сделать единственный вывод, что договоры страхования, которые заключаются без профессиональных тендеров могут иметь гораздо больший размер комиссии, и устанавливают ее сами представители страховых компаний. Т.е. прямые отношения с представителями страховых компаний могут обойтись страхователям дороже, чем при работе с тендерной платформой или брокером.

В итоге, представители страховых компаний противодействуют работе страховых платформ и брокеров по одной основной причине – желанию самим получить комиссию с договора страхования клиента. Клиенты с большой долей вероятности переплачивают, если не проводят тендеры и напрямую взаимодействуют с представителями страховых компаний.

 

* Коллеги страховщики, если вы заметили ошибки в таблице и статье, то просьба сообщить.