Экономика требует сегодня от правительства неординарных решений для выхода из кризиса и ускоренного развития. Одним из таких решений может стать внедрение добровольного медицинского страхования (ДМС) в Налоговый кодекс и другие нормативные акты в виде программы «ДМС вместо налогов» .
В рамках такой программы правительство могло бы разрешить предприятиям направить часть страховых взносов, начисляемых для уплаты в социальные фонды, на ДМС сотрудников. Бюджет не потеряет эти средства, ведь они целевым образом пойдут через страхование в здравоохранение, будут использованы персонифицировано и эффективно, две важнейшие отрасли экономики начнут интенсивно расти.
В пользу данного предложения можно привести немало аргументов:
- В ДМС почти вся страховая премия поступает в медицинские организации как плата за лечение застрахованных. Поэтому направление части страховых взносов на ДМС будет являться адресным, целевым финансированием отрасли здравоохранения.
- Платежи страховых компаний за лечение застрахованных граждан по полисам ДМС составляют прямую экономию средств ФОМС.
- Обязательное участие предприятия (сотрудников) в расходах на заключение договора на ДМС позволит привлечь дополнительные средства в здравоохранение и страхование.
- Опросы сотрудников показывают почти 100% желание иметь полисы ДМС. Если предоставить им возможность приобрести такие полисы, сделав их стоимость доступной, то это значительно повысит удовлетворенность социально-экономической политикой государства. Финансирование медицины для работающих граждан станет действительно персонифицированным.
- Поведение граждан в системах ДМС и ОМС имеет существенные отличия. В первом случае потребление услуг определяется как избыточное, застрахованные слишком настойчиво ищут у себя болезни. Это способствует достижению целей Минздрава по ранней диагностике критических заболеваний и увеличению продолжительности жизни, не надо предпринимать усилия по принудительной диспансеризации, к которой государство снова захочет вернуться, как только закончится кризис.
- Эксперты Высшей Школы Экономики также считают1, что ДМС является способом объединения усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан в ответ на рост потребностей в медицинской помощи и удорожании медицинских технологий.
Рассмотрим некоторые аспекты и стоимостные варианты Программы.
- Примерная стоимость полиса. Наш опыт проведения тендеров по ДМС для юридических лиц показывает, что ~ 20 000 руб. вполне достаточно для покупки хорошей программы страхования (полиса) в расчете на одного сотрудника (для Санкт-Петербурга и регионов; для Москвы этой суммы будет маловато).
Результаты тендера по ДМС сотрудников торговой компании, проведенного недавно на нашей Электронной Страховой Тендерной Площадке:
Страховая премия на 1 чел., руб.
№ |
Город |
СК1 |
СК2 |
СК3 |
СК4 |
СК5 |
СК6 |
1 |
Санкт-Петербург |
18 941 |
21 326 |
19 332 |
19 559 |
23 659 |
42 483 |
2 |
Москва и МО |
26 771 |
19 579 |
24 705 |
25 783 |
29 338 |
24 133 |
3 |
Воронеж |
14 301 |
14 760 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
16 759 |
4 |
Самара |
18 371 |
23 653 |
23 050 |
15 990 |
18 746 |
17 205 |
5 |
Уфа |
14 161 |
20 438 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
23 018 |
6 |
Челябинск |
13 921 |
17 197 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
13 880 |
7 |
Орел |
11 771 |
14 043 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
12 848 |
8 |
Тула |
16 561 |
18 245 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
13 397 |
9 |
Брянск |
14 211 |
13 077 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
12 853 |
10 |
Магнитогорск |
17 031 |
12 500 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
12 848 |
11 |
Липецк |
14 161 |
23 563 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
14 440 |
12 |
Нижний Новгород |
14 041 |
16 123 |
15 300 |
15 990 |
18 746 |
16 530 |
В данном примере в программу входит: поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, скорая помощь, экстренная и плановая госпитализация, полис ВЗР, экстренная помощь на территории РФ; приличный перечень ЛПУ. При этом обязательства страховой компании по затратам на лечение одного застрахованного составляют более 2 млн. руб.
- Сумма дополнительных вложений. Персональные затраты сотрудника в сумме 5000 руб. в год на качественный полис ДМС, который стоит 20 000 руб., оцениваются нами как посильные и привлекательные условия. Многие захотят и смогут приобрести качественный полис за эти деньги. Как и прежде, ничего не мешает предприятию брать эти расходы на себя.
- Доля страховых взносов. Например, при зарплате 40 000 руб. в мес. суммы страховых взносов могут составить (если для субъектов предпринимательства сумма вносов не снижена до 15%):
на ОМС: 40 000 х 5,1 % = 2 040 руб.
на ОПС: 40 000 х 22 % = 8 800 руб.
на ОСС: 40 000 х 2,9 % = 1160 руб.
Итого 144 000 руб. взносов в год.
Зачет страховых взносов в сумме 15 000 руб. выглядит приемлемым (20 000–5 000= 15 000 руб.), снижение налогов в данном случае составит всего 3,125%. В итоге, возможна, например, следующая формула расчета суммы страховых взносов для направления на ДМС: 5%, но не более 15000 руб. в год.
- Программа ДМС (описание объема оплачиваемой медицинской помощи в договоре страхования) должна быть унифицирована, основана на клинических рекомендациях с учетом стандартов лечения. Объем услуг в договорах страхования должен привести страховые компании к расходам за лечение застрахованных в сумме равной зачтенным страховым взносам, т.е. в нашем примере к коэффициенту выплат свыше 75%.
В перечень этих унифицированных программ можно включить диспансеризацию и все, что необходимо Минздраву, в пределах разумного и возможного за страховую премию. Если потребуется большее количество страховых услуг за указанные деньги, то можно предусмотреть применение франшиз.
Проект такой программы уже подготовлен.
- Перечень клиник должен содержать не только государственные медицинские организации, но и частные клиники. Полагаем, что частные клиники и страховщики смогут быстрее и эффективнее решить проблемы первичного звена в регионах.
- Механизм администрирования и контроля Программы со стороны ФНС. Уверены, что ФНС справится с этой задачей без проблем, а также не допустит применения схем между недобросовестными предприятиями и страховыми компаниями.
- Риски Программы:
- У предприятий/граждан, не имеющих сейчас ДМС, не найдется денег и на софинансирование. С другой стороны, если не будет желающих, то нет будет зачета страховых взносов;
- СК не войдут в Программу из-за возможной высокой убыточности таких договоров ДМС. Как возможное решение — использование франшизы на поликлиническую часть программы. Также к убыточным застрахованным гражданам можно рассмотреть применение персонифицированной франшизы.
- Оценим параметры Программы в целом. Покупка полиса ДМС стоимостью 20000 руб. за 5000 руб., на наш взгляд, будет очень привлекательной для сотрудников. Предприятия также будут заинтересованы в направлении части страховых взносов на их персональное лечение, а не в общий котел. Все это вполне может увеличить покупку ДМС в 3 раза за 2-3 года.
Рынок ДМС в 2019 году в целом составил 180,8 млрд. руб. Если это принять за 100%, то гипотетическая доля расходов бюджета в 75% составила бы — 135,6 млрд, софинансирование предприятий (сотрудников) – 45,2 млрд. Снижение налогов для предприятий составило бы те же 135,6 млрд. руб. Увеличим эти суммы в три раза за три года:
млрд. руб. |
2019 |
2022 |
Рынок ДМС всего (фактический и гипотетический): |
180,8 |
542,4 |
Софинансирование бюджетом |
135,6 |
406,8 |
Софинансирование предприятиями (сотрудниками) |
45,2 |
135,6 |
Экономия предприятий на налогах на труд |
135,6 |
406,8 |
Коэффициент выплат (текущий и возможный) по ДМС |
70% |
80% |
Выплаты за лечение застрахованных по ДМС |
126,56 |
433,92 |
Экономия ФОМС |
126,56 |
433,92 |
Эти расчеты показывают, что через три года фактические расходы на лечение застрахованных могут превысить сумму софинансирования бюджетом. Это подтверждает перспективность Программы.
Таким образом, Программа «ДМС вместо налогов» ведет к следующим результатам:
- снижение налогов на труд;
- бюджетные деньги не потеряны, а целевым образом идут на персональное лечение работников;
- ФОМС получает экономию в размере выплат по ДМС;
- в здравоохранение дополнительно привлечены денежные средства от предприятий (сотрудников);
- страховая и медицинская отрасли интенсивно растут.
Решаются дополнительно еще несколько задач:
- стимулируется выплата зарплаты «в белую», чтобы были страховые взносы;
- приучаем граждан оплачивать полисы ДМС хотя бы частично и/или оплачивать франшизу;
- качественно лечим работников, даем им стимулы и возможность работать до пенсии, увеличиваем продолжительность жизни.
Источник — https://www.csr.ru/upload/iblock/074/0743de3d96f090889e913ccb8e208e69.pdf