Правительственная программа «ДМС вместо налогов»

Волков Юрий Валентинович
Эксперт по страхованию, Директор ООО “СОПОС”

Экономика требует сегодня от правительства неординарных решений для выхода из кризиса и ускоренного развития. Одним из таких решений может стать внедрение добровольного медицинского страхования (ДМС) в Налоговый кодекс и другие нормативные акты в виде программы «ДМС вместо налогов» .

В рамках такой программы правительство могло бы разрешить предприятиям направить часть страховых взносов, начисляемых для уплаты в социальные фонды, на ДМС сотрудников. Бюджет не потеряет эти средства, ведь они целевым образом пойдут через страхование в здравоохранение, будут использованы персонифицировано и эффективно, две важнейшие отрасли экономики начнут интенсивно расти.

В пользу данного предложения можно привести немало аргументов:

  1. В ДМС почти вся страховая премия поступает в медицинские организации как плата за лечение застрахованных. Поэтому направление части страховых взносов на ДМС будет являться адресным, целевым финансированием отрасли здравоохранения.
  2. Платежи страховых компаний за лечение застрахованных граждан по полисам ДМС составляют прямую экономию средств ФОМС.
  3. Обязательное участие предприятия (сотрудников) в расходах на заключение договора на ДМС позволит привлечь дополнительные средства в здравоохранение и страхование.
  4. Опросы сотрудников показывают почти 100% желание иметь полисы ДМС. Если предоставить им возможность приобрести такие полисы, сделав их стоимость доступной, то это значительно повысит удовлетворенность социально-экономической политикой государства. Финансирование медицины для работающих граждан станет действительно персонифицированным.
  5. Поведение граждан в системах ДМС и ОМС имеет существенные отличия. В первом случае потребление услуг определяется как избыточное, застрахованные слишком настойчиво ищут у себя болезни. Это способствует достижению целей Минздрава по ранней диагностике критических заболеваний и увеличению продолжительности жизни, не надо предпринимать усилия по принудительной диспансеризации, к которой государство снова захочет вернуться, как только закончится кризис.
  6. Эксперты Высшей Школы Экономики также считают1, что ДМС является способом объединения усилий государства, работодателей и платежеспособной части граждан в ответ на рост потребностей в медицинской помощи и удорожании медицинских технологий.

Рассмотрим некоторые аспекты и стоимостные варианты Программы.

  1. Примерная стоимость полиса. Наш опыт проведения тендеров по ДМС для юридических лиц показывает, что ~ 20 000 руб. вполне достаточно для покупки хорошей программы страхования (полиса) в расчете на одного сотрудника (для Санкт-Петербурга и регионов; для Москвы этой суммы будет маловато).

Результаты тендера по ДМС сотрудников торговой компании, проведенного недавно на нашей Электронной Страховой Тендерной Площадке:

Страховая премия на 1 чел., руб.

Город СК1 СК2 СК3 СК4 СК5 СК6
1 Санкт-Петербург 18 941 21 326 19 332 19 559 23 659 42 483
2 Москва и МО 26 771 19 579 24 705 25 783 29 338 24 133
3 Воронеж 14 301 14 760 15 300 15 990 18 746 16 759
4 Самара 18 371 23 653 23 050 15 990 18 746 17 205
5 Уфа 14 161 20 438 15 300 15 990 18 746 23 018
6 Челябинск 13 921 17 197 15 300 15 990 18 746 13 880
7 Орел 11 771 14 043 15 300 15 990 18 746 12 848
8 Тула 16 561 18 245 15 300 15 990 18 746 13 397
9 Брянск 14 211 13 077 15 300 15 990 18 746 12 853
10 Магнитогорск 17 031 12 500 15 300 15 990 18 746 12 848
11 Липецк 14 161 23 563 15 300 15 990 18 746 14 440
12 Нижний Новгород 14 041 16 123 15 300 15 990 18 746 16 530

 

В данном примере в программу входит: поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, скорая помощь, экстренная и плановая госпитализация, полис ВЗР, экстренная помощь на территории РФ; приличный перечень ЛПУ. При этом обязательства страховой компании по затратам на лечение одного застрахованного составляют более 2 млн. руб.

  1. Сумма дополнительных вложений. Персональные затраты сотрудника в сумме 5000 руб. в год на качественный полис ДМС, который стоит 20 000 руб., оцениваются нами как посильные и привлекательные условия. Многие захотят и смогут приобрести качественный полис за эти деньги. Как и прежде, ничего не мешает предприятию брать эти расходы на себя.
  2. Доля страховых взносов. Например, при зарплате 40 000 руб. в мес. суммы страховых взносов могут составить (если для субъектов предпринимательства сумма вносов не снижена до 15%):

на ОМС: 40 000 х 5,1 % = 2 040 руб.

на ОПС: 40 000 х 22 % = 8 800 руб.

на ОСС: 40 000 х 2,9 % = 1160 руб.

Итого 144 000 руб. взносов в год.

Зачет страховых взносов в сумме 15 000 руб. выглядит приемлемым (20 000–5  000= 15 000 руб.), снижение налогов в данном случае составит всего 3,125%. В итоге, возможна, например, следующая формула расчета суммы страховых взносов для направления на ДМС: 5%, но не более 15000 руб. в год.

  1. Программа ДМС (описание объема оплачиваемой медицинской помощи в договоре страхования) должна быть унифицирована, основана на клинических рекомендациях с учетом стандартов лечения. Объем услуг в договорах страхования должен привести страховые компании к расходам за лечение застрахованных в сумме равной зачтенным страховым взносам, т.е. в нашем примере к коэффициенту выплат свыше 75%.

В перечень этих унифицированных программ можно включить диспансеризацию и все, что необходимо Минздраву, в пределах разумного и возможного за страховую премию. Если потребуется большее количество страховых услуг за указанные деньги, то можно предусмотреть применение франшиз.

Проект такой программы уже подготовлен.

  1. Перечень клиник должен содержать не только государственные медицинские организации, но и частные клиники. Полагаем, что частные клиники и страховщики смогут быстрее и эффективнее решить проблемы первичного звена в регионах.
  2. Механизм администрирования и контроля Программы со стороны ФНС. Уверены, что ФНС справится с этой задачей без проблем, а также не допустит применения схем между недобросовестными предприятиями и страховыми компаниями.
  3. Риски Программы:
  • У предприятий/граждан, не имеющих сейчас ДМС, не найдется денег и на софинансирование. С другой стороны, если не будет желающих, то нет будет зачета страховых взносов;
  • СК не войдут в Программу из-за возможной высокой убыточности таких договоров ДМС. Как возможное решение — использование франшизы на поликлиническую часть программы. Также к убыточным застрахованным гражданам можно рассмотреть применение персонифицированной франшизы.
  1. Оценим параметры Программы в целом. Покупка полиса ДМС стоимостью 20000 руб. за 5000 руб., на наш взгляд, будет очень привлекательной для сотрудников. Предприятия также будут заинтересованы в направлении части страховых взносов на их персональное лечение, а не в общий котел. Все это вполне может увеличить покупку ДМС в 3 раза за 2-3 года.

Рынок ДМС в 2019 году в целом составил 180,8 млрд. руб. Если это принять за 100%, то гипотетическая доля расходов бюджета в 75% составила бы — 135,6 млрд, софинансирование предприятий (сотрудников) – 45,2 млрд.  Снижение налогов для предприятий составило бы те же 135,6 млрд. руб. Увеличим эти суммы в три раза за три года:

 

млрд. руб. 2019 2022
Рынок ДМС всего (фактический и гипотетический): 180,8 542,4
Софинансирование бюджетом 135,6 406,8
Софинансирование предприятиями (сотрудниками) 45,2 135,6
Экономия предприятий на налогах на труд 135,6 406,8
Коэффициент выплат (текущий и возможный) по ДМС 70% 80%
Выплаты за лечение застрахованных по ДМС 126,56 433,92
Экономия ФОМС 126,56 433,92

 

Эти расчеты показывают, что через три года фактические расходы на лечение застрахованных могут превысить сумму софинансирования бюджетом. Это подтверждает перспективность Программы.

Таким образом, Программа «ДМС вместо налогов» ведет к следующим результатам:

  • снижение налогов на труд;
  • бюджетные деньги не потеряны, а целевым образом идут на персональное лечение работников;
  • ФОМС получает экономию в размере выплат по ДМС;
  • в здравоохранение дополнительно привлечены денежные средства от предприятий (сотрудников);
  • страховая и медицинская отрасли интенсивно растут.

Решаются дополнительно еще несколько задач:

  • стимулируется выплата зарплаты «в белую», чтобы были страховые взносы;
  • приучаем граждан оплачивать полисы ДМС хотя бы частично и/или оплачивать франшизу;
  • качественно лечим работников, даем им стимулы и возможность работать до пенсии, увеличиваем продолжительность жизни.

 

Источник  — https://www.csr.ru/upload/iblock/074/0743de3d96f090889e913ccb8e208e69.pdf