Российский рынок ДМС, по оценкам его участников, последние два года растет в среднем на 20%, аналогичная динамика ожидается и в 2025 году. Основными причинами стабильно высоких темпов развития рынка являются медицинская инфляция и борьба работодателей — заказчиков программ добровольного медицинского страхования — за кадры. Как росли цены на медуслуги, повлияло ли это на предпочтения клиентов в отношении программ ДМС и как будет развиваться рынок — обсудили участники круглого стола «Рынок ДМС: итоги 2024 года, вызовы и перспективы», прошедшего в рамках страхового медицинского форума «СОПОС ДМС 2025», организованного при участии РБК Петербург, СОПОС и Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга.
По оценкам аналитиков группы «Ренессанс Страхование», объем сборов по ДМС в России в 2024 году вырос по сравнению с 2023 годом на 25% и составил около 318 млрд руб. Аналогичная динамика ожидается и в 2025 году: по прогнозам «Ренессанс Страхования», в текущем году сборы по ДМС достигнут 400 млрд руб. Такие данные в рамках форума «СОПОС ДМС 2025» привел директор петербургского филиала страховой группы Максим Алташкин. Он уточнил, что одной из причин столь высоких показателей роста объемов сборов по ДМС в прошлом году стала реклассификация рядом крупных игроков рынка части продуктов кредитного страхования жизни в сегмент ДМС. «Нормализованный рост ДМС, очищенный от данного эффекта, в 2024 году составил 10%», — пояснил Максим Алташкин.
Максим Алташкин, «Ренессанс Страхование»
Рост рынка ДМС в 2024 году констатировали не только представители страховых компаний, но и частных медицинских клиник. «В прошлом году 68% петербургских частных медицинских организаций отмечали рост выручки по ДМС, у 24% клиник этот показатель остался на уровне 2023 года», — подчеркнул генеральный директор Ассоциации частных клиник Санкт-Петербурга Александр Солонин.
Александр Солонин, Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга
Участники рынка называют две основные причина роста сегмента ДМС. Первый из них — это медицинская инфляция, уровень которой в прошлом году составила 11,2%. «В прошлом году лечебные учреждения повышали цены на свои услуги, причем это коснулось не только рынка коммерческих медицинских услуг, но и рынка ДМС. Это стало одним из ярких трендов прошлого года», — констатировал Максим Алташкин.
Например, сеть клиник «Скандинавия» после долгого перерыва в 2024 году впервые за последние четыре года существенно повысила цены по ДМС, подтвердила начальник отдела по работе с ДМС сети клиник «Скандинавия» (ООО «Ава-Петер») Наталия Стрелкова. «Цены для физических лиц все это время планомерно росли в соответствии с темпами медицинской инфляции, но для сегмента ДМС мы пытались держать их на стабильном уровне. Но в прошлом году мы подошли к критической точке и были вынуждены пересмотреть ценовую политику по ДМС», — пояснила она. Так, стоимость первичного приема у акушера-гинеколога для физлиц в «Скандинавии» в 2024 году составляет 5,5 тыс. руб., для пациентов по ДМС, с учетом роста цен в прошлом году, в среднем на 30% дешевле. Основными причинами подорожания медуслуг стали, по словам Наталии Стрелковой, рост расходов клиник на закупки импортного медоборудования и расходных материалов, а также на оплату труда и обучение медперсонала.
Наталия Стрелкова, «Скандинавия» (ООО «Ава-Петер»)
Большинство клиник также придерживаются принципа сдерживания цен на медуслуги в рамках ДМС. «Мы подходим к ценовой политике очень осторожно, так как мы — новая компания. Стараемся ориентироваться на рынок. При этом прекрасно понимаем, что также зависим от удорожания медоборудования и медизделий», — пояснил руководитель коммерческого управления Клиники высоких технологий «Белоостров», к.м.н. Александр Гнатюк. В 2024 году его клиника повысила цены на 8%, но «только на те услуги, которые предполагают существенный расход медизделий и использование высокотехнологичного оборудования».
Александр Гнатюк, «Белоостров»
Политика сдерживания цен напрямую влияет на экономические показатели медицинских организаций, уверен главный врач сети клиник «СМТ» Леонид Васильев. «Мы делаем шаги навстречу страховым компаниям и пациентам и не поднимаем цены так, как того действительно требует рынок. При этом существенную часть инфляционных рисков мы берем на себя, понимая, что заплатим за такую позицию отсутствием части доходов», — говорит Леонид Васильев.
Леонид Васильев, «СМТ»
«Мы уже наблюдаем значительный рост страховых премий на одни и те же программы по сравнению с прошлым годом у некоторых страховщиков. Но не у всех. Разброс цен, поданных на тендер, доходит до 1,5-2 раз», — говорит генеральный директор ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) Юрий Волков. «Привычного страховщика выгодно сменить, что не означает потерю качества обслуживания. Все примерно одинаковые», — резюмирует эксперт. «В любом случае нам неизбежно придется догонять рынок», — подтверждает Леонид Васильев. По словам Александра Солонина, в 2025 году существенного повышения цен на медуслуги в ДМС стоит ожидать прежде всего от небольших клиник, так как крупные игроки свои прейскуранты в основном уже пересмотрели. В целом же мединфляция в 2025 году ожидается на уровне 12%, отметил Максим Алташкин.
Юрий Волков, ООО «Совет по страхованию» (СОПОС)
Несмотря на рост цен на медуслуги в рамках ДМС, спрос на такие программы как минимум не ослабевает, констатировали участники дискуссии. Из-за обострившейся борьбы за кадры компании готовы оплачивать полисы ДМС действующим сотрудникам и расширять соцпакет, чтобы привлечь новых, говорит Максим Алташкин. Полисы ДМС сегодня приобретают и те компании, которые раньше не страховали своих сотрудников, в основном это предприятия малого и среднего бизнеса, подтверждает Наталия Стрелкова.
«То, что происходит на рынке труда сейчас — беспрецедентно», — заявила руководитель направления медицины труда пивоваренной компании «Балтика» Ульяна Исаева. «Рост рынка ДМС — это следствие конкуренции работодателей за работников. В условиях дефицита кадров нам нужно в первую очередь заботиться о здоровье действующих сотрудников, чтобы они проработали в компании как можно дольше, и привлечении молодых специалистов — хорошими условиями ДМС. Мы как работодатели будем делать для этого максимум возможного», — говорит Ульяна Исаева.
Ульяна Исаева, «Балтика»
«Мы понимаем, что цены растут, и начинаем мыслить в новых категориях цен, деваться нам некуда», — подтверждает директор по организационному развитию группы «Рексофт» Фаина Лернер.
Фаина Лернер, «Рексофт»
Однако, констатирует она, работодатели все же хотели бы от страховых компаний большей гибкости в формировании программ ДМС прежде всего с точки зрения учета индивидуальных потребностей компаний-заказчиков. «Например, если в прошлом году страховая компания с нами работала, то могла бы проанализировать, какие услуги в рамках ДМС были более востребованы, на какие вне рамок программы был спрос, и на основе этого сделать предложение, учитывающее особенности наших сотрудников. Например, убрать из договора ненужные услуги, но прибавить востребованную клинику», — поясняет Фаина Лернер.
«Просто увеличение цены за ДМС без изменения структуры договора и условий оказания услуг — не то, чего бы мы ожидали от страховой. Нас интересуют кастомизированные предложения, которые отвечали бы потребностям наших сотрудников», — согласна Ульяна Исаева.
Важной составляющей такого предложения, по ее словам, могла бы стать уникальная программа профилактических чекапов с последующим лечением. «У каждого промышленного предприятия есть базовые нозологии. В FMCG это дорсопатии, заболевания сердечно-сосудистой системы. И нам нужны целевые чекапы, которые бы позволяли вести динамическое наблюдение, выявлять и лечить заболевания на ранних стадиях. Именно это, а также максимальное приближение медицины к рабочему месту мы понимаем под заботой о здоровье сотрудников», — уточняет Ульяна Исаева. При этом, подчеркивает она, профилактические программы крупных страховщиков до сих пор реализованы не так, как это необходимо заказчикам.
Для «Рексофта» значимым критерием выбора страховой компании является ее репутация и стабильный сервис оказания услуги. «Плохой сервис от страховой, например, долгие дозвоны или согласования, наши сотрудники воспринимают как недостаток компании-работодателя, перекладывают ошибки страховщика на нас, что не способствует достижению наших целей в области HR», — рассказывает Фаина Лернер.
Растущий спрос на профилактические программы со стороны застрахованных по ДМС пациентов отмечают и представители клиник. «Один из важных трендов, который мы увидели в 2024 году — это спрос на чек-ап программы, в том числе среди молодых людей, и комплексную реабилитацию среди всех групп пациентов, — говорит Александр Гнатюк. — Поскольку эти услуги не входят в программы ДМС, крупные работодатели, которые заботятся о здоровье и профессиональном долголетии своих сотрудников, с 2025 года начали заключать с нашей клиникой прямые договоры для проведения комплексной диагностики, которая направлена, в первую очередь, на выявление социально значимых заболеваний — онкологических и сердечно-сосудистых — и упреждение развития патологий».
Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать возрождение такого понятия, как фонд превентивных мероприятий в страховых компаниях. «Когда-то это было, 12% от страховых сборов страховщики откладывали именно на эти цели — не на чекапы или профосмотры, а на процедуры, позволяющие проводить то самое динамическое наблюдение. Потом от этой практики отказались, оставив «чистый ДМС» — рисковое страхование. А теперь мы все пытаемся в него уложить флюорографии, массажи и тому подобные услуги», — вспоминает руководитель медицинской дирекции Северо-Западного регионального центра ОСАО «РЕСО-Гарантия» Оксана Попова.
Качественное развитие программ ДМС сдерживается в том числе и проблемами в коммуникациях между страховыми компаниями и клиниками, констатировали участники дискуссии. По словам Леонида Васильева, страховщики не пытаются оперативно учитывать постоянно растущие возможности медицинских организаций в части внедрения нового оборудования и, соответственно, расширения спектра предоставляемых медуслуг. «Мы каждую неделю информируем страховые компании о наших новых возможностях — будь то МРТ-аппарат последнего поколения со встроенной функцией ИИ, эндоскопическое оборудование или высококвалифицированный тренер реабилитации, но никаких ответных реакций не видим», — рассказал Леонид Васильев.
Страховые компании, в свою очередь, отмечают незаинтересованность клиник в работе по ДМС. Порой клиники демонстрируют, что им удобно работать с пациентами за наличный расчет, в отличие от ДМС, где, по их мнению, много административных расходов, говорит Оксана Попова.
Согласно опросам частных клиник, проблема взаимодействия между страховыми компаниями и клиниками стоит действительно остро. «Клиникам важно объединить позиции медиков, страховых компаний и работодателей. Всем участникам рынка нужна стратегии win-win, чтобы не было ущемления интересов одних за счет других, а пациенты своевременно бы получали качественную медицинскую помощь», — резюмировал Александр Солонин.
Поскольку ДМС существует на клиентские деньги, страхователь все свои пожелания вправе вписать в техническое задание на тендер. В нем можно прямо указать и необходимые условия по взаимодействию страховщика с клиниками без подводных камней, включая и услуги по профилактике и диспансерному наблюдению. Страховщик все это способен учесть в своей премии и выполнить по договору, резюмирует Юрий Волков.
Автор: Василиса Алексеева
Ссылка на источник — https://spb.plus.rbc.ru/news/679a03537a8aa96e4d3118f9
Наша компания имеет интерес к вступлению в закупочный пул по ДМС