Забота о здоровье сотрудников становится одним из приоритетных факторов в вопросе формирования пакета нематериальной мотивации. Компании нередко задаются вопросом, как обеспечить качественную медицинскую помощь коллектива и рассматривают различные подходы.
Сегодня мы проанализируем, в чем состоит разница между классическим договором ДМС и прямым договором с клиникой.

Классический договор ДМС – это комплексная система, где страховая компания выступает посредником между застрахованными и медицинскими учреждениями, обязуясь компенсировать расходы на медицинскую помощь в случае наступления страхового случая в рамках программы.
Ключевые особенности ДМС:
- Широкий выбор клиник. Как правило, в программы ДМС входит множество многопрофильных медицинских центров, специализированных и сетевых клиник, диагностических центров и стационаров. Это позволяет застрахованному выбрать наиболее подходящий медицинский центр по расположению, специализации врачей, отзывам и другим личным предпочтениям.
Важно отметить, что каждая страховая компания формирует свою сеть партнеров, поэтому перед выбором программы стоит внимательно изучить список доступных клиник.
- Экстренная помощь. Большинство программ ДМС включают в себя оказание экстренной медицинской помощи, в том числе с госпитализацией.
- Дополнительные сервисы. В программы ДМС могут быть включены различные дополнительные услуги, такие как телемедицина, чекапы, офисный врач и т.д. Кроме того, нередко при оформлении корпоративного полиса ДМС застрахованным в качестве бонуса предоставляется страховка для путешествий за границу.
- Фиксированная стоимость и налоговые льготы. При заключении договора ДМС стоимость полисов фиксируется, при этом оплата может осуществляться поквартально или раз в полугодие. При этом при оформлении ДМС компания может воспользоваться несколькими налоговыми льготами.
- Необходимость согласования медицинских услуг. Особенностью ДМС является необходимости в согласовании получения тех или иных медицинских услуг путем обращения на медицинский пульт страховой компании. Это требует дополнительного времени от застрахованных. Однако, многие программы ДМС включают в список клиники с прямым доступом без необходимости получения гарантийных писем.
Прямой договор с клиникой – это соглашение между организацией и клиникой или сетью клиник, позволяющее получать в них медицинские услуги сотрудникам компании.
Ключевые особенности прямого договора:
- Возможность посещения только конкретной клиники или сети клиник. В этом случае сотрудники ограничены выбором врачей и их специализаций, набором медицинских услуг, в том числе диагностических.
- Быстрое получение медицинской помощи. При прямом договоре с клиникой сотрудники организации самостоятельно записываются к необходимому врачу через администратора. Этот подход обеспечивает отсутствие дополнительных согласовательных процедур.
- Отсутствие экстренной помощи. Как правило, большинство клиник не обладают собственной базой оказания экстренной помощи и госпитализации.
- Неопределенность конечной стоимости медицинского обслуживания. Сложно заранее спрогнозировать итоговую стоимость медицинского обслуживания при прямом договоре с клиникой, поскольку депозитный лимит может быть израсходован и возникнетт необходимость дополнительных трат.
- Индивидуальный подход. Возможность составить персональный план обслуживания различных категорий сотрудников, система скидок при определенном объеме оказываемых медицинских услуг.
Выбор между ДМС и прямым договором с клиникой должен основываться на конкретных потребностях компании и ее сотрудников.
На практике мы видим, что сегодня активно начинает распространяться среди компаний комплексный вариант: ДМС + прямой договор с клиникой. Полис ДМС покрывает основные потребности в медицинском обслуживания для большинства сотрудников, а прямой договор дополнительные услуги — чекапы, нестраховые случаи, VIP-программы.
Фото: freepik