Спрос на полисы киберстрахования взлетел

Генеральный директор «СОПОС» Юрий Волков дал экспертный комментарий изданию TAdviser о текущей ситуации на рынке киберстрахования в России.

Кибератака на «Аэрофлот», которая привела к переносу десятков авиарейсов, лишний раз указала крупным компаниям на необходимость выстраивания мощной киберзащиты. Еще один путь для минимизирования последствий хакерских атак — страхование киберрисков. В августе 2025 года страховые компании сообщили о всплеске спроса на такие полисы, чему во многом поспособствовало случившееся с «Аэрофлотом».

По мнению генерального директора компании «СОПОС» Юрия Волкова, интерес к страхованию киберрисков возник до событий с «Аэрофлотом». Специалисты отделов информационной безопасности предприятий давно говорят о невозможности стопроцентной защиты от проникновений и угроз и перспективности страхования киберрисков. Но взрывного роста продаж таких полисов нет. И сам «Аэрофлот» не смог бы купить этот полис, даже если бы захотел, по ряду причин.

По его словам, развитию рынка киберстрахования мешает ряд факторов:

  • покупателям нужно раскрыть архитектуру безопасности страховщику или третьим лицам, которых он привлечет для аудита;
  • договоры страхования киберрисков практически не выплатные по своему содержанию;
  • нет единого нормативного понятия киберинцидента (для его подтверждения необходима справка из МВД);
  • для расследования надо дать доступ «внутрь» третьим лицам;
  • необходимо доказать причинно-следственную связь.

«Текущий договор страхования киберрисков – это, по сути, договор страхования квартиры от пожара, в котором вместо слова квартира написано киберинцидет, а подходы все те же», – отмечает Юрий Волков.

Для развития сегмента необходимы:

  • стандартизация терминологии (киберрисков);
  • заявительная форма описания состояния информационной безопасности предприятия с опорой на аккредитованные страховыми компаниями конкретные ИТ-продукты;
  • специальный арбитраж в виде киберполицейского подразделения или независимой негосударственной организации, уполномоченной подтверждать наличие киберинцидента;
  • текст договора страхования, применимый именно к киберинцидентам, а не квартирам по содержанию;
  • аккредитованные компании, которые могли бы на страховое возмещение восстанавливать упавшие системы и т.д.

Подробнее в материале TAdviser.

Фото: freepik

Другие посты в категории Экспертное мнение

Комментарии «СОПОС» для «Делового Петербурга»
Комментарии «СОПОС» для «Коммерсантъ».
Основной поток клиентов в страховые компании идет от прямых страховых посредников. Кто они и сколько стоят для клиентов?
Комментарии «СОПОС» для «Делового Петербурга».
Страхование от БПЛА возможно по риску «террористический акт».